функционирования. Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены. Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектива) через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского коллектива – этапов развития межличностных отношений;
- предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;
- поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
- сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.;
- огонек (отрядная «свеча»): огонек знакомства, огонек оргпериода, огонек – анализ дня, огонек прощания, тематический огонек. Специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное
обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек – это камерное общение, сугубо отрядная форма работы; - коллективно-творческое дело (КТД). КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа. Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей.
Сплочение отряда начинается со дня заезда в лагерь. Это происходит благодаря соревнованиям, подготовкам к вечерним мероприятиям, викторинам, квестам, мастер-классам, интерактивам. Каждый отряд изучает и принимает законы и правила лагеря, которым будут следовать в течение всей смены, а также придумывают название, символы, девиз, эмблему, отрядную песню- все эти мероприятия показывает принадлежность конкретному отряду-коллективу, соответственно сплачивает детский коллектив.
КТД могут быть отрядными и общелагерными. Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые, спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественного ценного опыта.
2.3. Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей. Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период.
На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов.
Высшим органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе
которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа. На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря. При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным может оказаться применение метода чередования творческих поручений (ЧТП). Важным моментом в организации самоуправления в отряде и лагере является его структура, которая строится с учетом уклада детского лагеря, направленности образовательной программы и игровой модели смены. Единой, унифицированной структуры, строго определенного перечня поручений быть не может. Необходимо определить какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручения возложить не них.
В детском лагере орган самоуправления состоит из командиров отрядов. На собраниях командиров обсуждаются важные вопросы по деятельности отряда и всего лагеря. Предполагаются и обсуждаются идеи, которые можно воплотить в течении всей смены. Активисты в конце смены награждаются дипломами и призами.
2.4. Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных видов деятельности и реализуется через:
- программы профильных (специализированных, тематических) смен;
- деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.
В рамках шести направленностей:
социально-гуманитарная;
художественная;
естественнонаучная;
техническая;
туристско-краеведческая;
физкультурно-спортивная.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:
- приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;
- развитие и реализация познавательного интереса;
- вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
В «Санатории Азнакаевский» в каждой смене ведется деятельность кружков детского творчества (по интересам), например, таких как «Современные танцы»- хореография, «Цветные ладошки» - рисование, лепка. Кружковая деятельность – это вовлечение детей в интересную и полезную деятельность, которая предоставит возможность самореализоваться в ней, приобрести знания для личностного развития.
2.5. Модуль «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительной направленности
Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п. Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:
- физкультурно-спортивные мероприятия: зарядка, спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы;
- спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе;
- просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом; - встречи с известными (интересными) людьми
- общественными деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.
Во время каждой смены дети получают кислородный коктейль и полезные чаи, которые имеют ряд полезных свойств для здоровья. Кислородный коктейль улучшает общее самочувствие, повышает концентрацию внимания и эффективно вовлекает детей в процесс проведения мероприятий, а также помогает справиться с усталостью после занятий или спортивных мероприятий.
2.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая, ребенка, предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря. Очень важно создать в детском лагере «дружелюбную» предметно-эстетическую среду, т.к. на период смены лагерь становится новым местом жизнедеятельности ребенка.
Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает:
- тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и комнат для проживания детей;
- озеленение территории детского лагеря, разбивка клумб, аллей, оборудование отрядных мест, спортивных и игровых площадок, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить территорию детского лагеря на зоны активного и тихого отдыха; использование его воспитательного потенциала; - оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности.
Отрядный уголок – форма отражения жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая активность детей.
В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем.
- событийный дизайн – оформление пространства проведения событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);
- оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры;
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы костюма и т.п.);
- регулярная организация и проведение с детьми акций и проектов по благоустройству участков территории детского лагеря (например, высадка растений, закладка аллей, создание инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
- акцентирование внимания детей посредством элементов предметно эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
- звуковое пространство детском лагере – работа детского радио, аудио сообщения (информация, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;
- «места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.;
- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях детском лагере.
Данный модуль реализовывается в лагере оформлением отрядных уголков, эмблем, учебных кабинетов, выставки рисунков, позволяющее детям проявить свою фантазию и творческие способности.
2.7. Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам;
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:
- физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;
- специализированные проекты и смены;
- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
- разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.;
- организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
- поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе
профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.). На протяжении всех смен в «Санаторий Азнакаевский» проводятся беседы, лекции по тематике модуля. Все темы являются актуальными. Одной из актуальных является тема «Пожарная безопасность». В ходе беседы воспитатели рассказывают детям о правилах поведения в случае возникновения пожара, об использовании огнетушителей и других средств пожаротушения, а также о необходимости знать местонахождение пожарных выходов в зданиях. Раз в смену проводится учебная эвакуация в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере.
Сотрудниками ГИБДД проводятся встречи с ребятами и они рассказывают им о важности соблюдения дорожных знаков, о требованиях пешеходам и водителям, о правильном поведении на проезжей части и на тротуарах, о соблюдении светофорных знаков.
2.8. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в детском лагере являются вожатые/воспитатели, а также они являются важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с вожатого, раскрывается через вожатого. Все нормы и ценности актуализируются ребенком, в том числе через личность вожатого/воспитателя.
Начальник лагеря знакомит воспитателей - вожатых с программой и план-сеткой смен. Все сотрудники перед открытием смен предоставляют пройденный медицинский осмотр, т.е. медицинскую книжку.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
2.9. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
- родительские дни (дни посещения родителей), во время которых родители могут посещать детский лагерь для получения представления о деятельности детского лагеря;
- творческий отчетный концерт для родителей;
- родительские форумы при интернет-сайте детского лагеря, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей;
- в мессенджерах создаются родительские чаты каждого отряда с вожатыми и администрацией лагеря для информирования об отдыхе деятельности детей в течение смены;
- в конце смены проводятся анкетирование , где родители смогут дать обратную связь.
2.10. Модуль «Экскурсии и походы»
Организация для детей экскурсий, походов и реализация их воспитательного потенциала. Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей организуются туристские походы, экологические тропы, тематические экскурсии: профориентационные экскурсии, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей, картинную галерею, технопарк и др. На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживания , обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.В детском отделении «Санаторий Азнакаевский» каждую смену проводятся экскурсии по достопримечательностям родного города. Экскурсии в краеведческий музей города Азнакаево, в парк Победы, в музей кукол, который находится в пгт Актюба Азнакаевского района, в аллею Героев Азнакаевского района и города Азнакаево, в парк Семьи, в парк Доброты и т.д. После всех экскурсий дети остаются радостными и довольными.
2.11. Модуль «Профориентация»
Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Задача совместной деятельности педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно - значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору будущей профессии,
педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную, составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку ребенка к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области профориентации, представителями разных профессий, дающие ребятам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии.
В детском отделении организовывается встречи с сотрудниками из Пожарной части, с Заслуженными учителями, Участниками СВО, Заслуженными артистами республики, сотрудниками ГИБДД с целью ближе познакомить детей с тонкостями той или иной профессии.
2.12. Модуль «Детское медиапространство»
Цель детского медиапространства (создание и распространение текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации детей. Воспитательный потенциал детского медиапространства реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
- детский редакционный совет и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через детскую газету, детское радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни детского лагеря;
- детский медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение;
- детская интернет-группа, принимающая участие в поддержке интернет-сайт детского лагеря и соответствующей группы в социальных сетях с целью освещения деятельности детского лагеря в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к детскому лагерю, информационного продвижения ценностей детского лагеря и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для лагеря вопросы;
- детская киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории;
- участие детей в региональных или всероссийских конкурсах детских медиа
В нашем детском отделении «Санаторий Азнакаевский» в тематические дни включается музыка, в литературные - классическая, в танцевальные – энергичная, зажигательная, в военные – патриотическая. Каждое утро дети начинают день с исполнения гимна РФ и РТ.
2.13. Модуль «Цифровая среда воспитания»
Модуль является вспомогательным, но не уменьшает важности и значимости очных воспитательных мероприятий для детей. Цифровая среда воспитания – совокупность условий для реализации воспитательной деятельности с применением дистанционных технологий, электронных информационных ресурсов, цифрового контента и технологических средств. Развитие цифровой среды воспитания особенно актуально в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Цифровая среда воспитания предполагает следующее:
- телемосты, онлайн-встречи, видеоконференции и т.п.;
- формирование культуры информационной безопасности, информационной грамотности, противодействие распространению идеологии терроризма;
- онлайн-мероприятия в официальных группах детского лагеря в социальных сетях; - освещение деятельности детского лагеря в официальных группах в социальных сетях и на официальном сайте детского лагеря.
2.14. Модуль «Социальное партнерство»
Взаимодействие с другими образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными объединениями, традиционными религиозными организациями народов России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада детского лагеря. Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
- участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни, дни открытых дверей, государственные, региональные, тематические праздники, торжественные мероприятия и т.п.);
- проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, акций воспитательной направленности при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;
- социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые детьми, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированные на воспитание детей, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Партнерство с ГИБДД, с Пожарной частью, с Домом Культуры, Центром детского творчества, с Молодежным центром «ТАУ», с Культурным центром и другими организациями дает возможность детям углубить свои знания о безопасности на дорогах, технических науках и других областях.
Это позволяет создать разнообразные и интересные программы для участников смен, обогатить их образовательный опыт и расширить кругозор.
экологической, патриотической, трудовой и т.д. направленности,
2.15. Модуль «Семья. Сохранение семейных ценностей». Семья – это атмосфера полнейшего взаимопонимания, уважения и поддержки. Никакие деньги и никакая карьера не смогут заменить крепкие отцовские объятия и нежный мамин поцелуй, которые даруют огромную силу.
Семья – это самое дорогое, что может быть у человека. Подрастающему поколению очень важно знать и понять, насколько важны в нашей жизни отношения с близкими людьми. Начиная с красивых фраз и статусов, мы все должны помнить о красоте бескорыстной любви к нашей семье, мотивировать себя и окружающих еще больше ценить своих близких, а воспитывать уважение, гордость, любовь к семье у детей нужно начать уже с «пеленок».
Цель данного модуля. Особое внимание нужно уделять развитию семейных
ценностей, укреплению института семьи. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми: любовь и верность, здоровье и благополучие, почитание родителей, забота о старших и младших, продолжение рода. Особое значение имеет семья в жизни ребенка, его становлении и поведении. В семье формируются все качества личности.
«Крепкая семья- это главная ценность в жизни , которая является оплотом любви, мудрости, взаимоуважения, ответственности, преданности друг-другу, всегда была и остается опорой государства и общества. Именно в семье человек познает окружающий мир, впитывает духовно-нравственные традиции своего народа, учится любви к Родине и своим близким.
Реализация данного модуля проходит через воспитательные, культурно-массовые мероприятия, где целью является воспитание молодого поколения с осознанным восприятием ценности семьи. В детском отделении «Санаторий Азнакаевский» проводится тематические
мероприятия как «Гаилэ учаклары мэнге сунмэс!», вечер отдыха « Семья -начало всех начал!», фотоконкурс « Моя семья- счастливые моменты!», беседы на тему « Моя семья в истории моей страны» . Первая смена завершается заключительным концертом «Круг семейной радости!»
2.16. Модуль «Мир вокруг нас» художественно-творческой направленности. Модуль способствует развитию у детей творческого характера, исследовательского интереса, заключающегося в знакомстве и познании свойств разнообразных, необычных материалов, используемых в работе, формированию у детей эстетического чувства, уважения и бережного отношения к искусству.
В детском отделении лагеря «Санаторий Азнакаевский» проводятся тематические конкурсы, работает кружковая деятельность « Цветные ладошки», где дети с удовольствием занимаются тематическим и свободным рисованием, оригами, лепкой из пластилина, аппликацией из разных видов бумаг, изготавливают поделки из бросового материала и получают вдохновение и заряд на целый день, и тем самым, вдохновляются на новые изобретения, фантазируют.
Данная программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.