Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря
Творчество как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа.
Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей.
Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.
Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период.
На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа вожатого. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов. Высшим органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря.
2.6. Модуль «Медиа»
Модуль предполагает формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой личности. Обмен оперативной информацией, развитие коммуникативной культуры детей. Создание роликов, анимационных проектов с акцентом на эстетическое, этическое, патриотическое просвещение аудитории.
Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание,соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:
Приоритетной задачей является развитие интереса к культуре и искусству. Наряду с обогащение представления искусствоведческого и познавательного характера, приобретением начального опыта музейной коммуникации, принципиально важным является формирование у детей эмоционального отклика на предмет, желания узнавать, воспринимать информацию, развитие интереса к восприятию и познанию предмета в условиях музея.
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам;
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в детском лагере являются вожатые/воспитатели, а также они являются важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с вожатого, раскрывается через вожатого. Все нормы и ценности актуализируются ребенком, в том числе через личность вожатого/воспитателя.
Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
На индивидуальном уровне:
Организация для детей экскурсий, походов и реализация их воспитательного потенциала.
Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей организуются туристские походы, экологические тропы, тематические экскурсии: профориентационные экскурсии, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей, картинную галерею, технопарк и др.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.
Реализация данного модуля предусматривает:
воспитательной направленности при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;
Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной деятельности.
Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором создаются условия для обеспечения воспитывающей, эмоциональнопривлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности. Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение, разрыв прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со сверстниками, постоянное (круглосуточное) сопровождение взрослых и др. позволяют создать оптимальные условия для осуществления воспитательной деятельности и актуализации самовоспитания.
Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:
Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря. Основные характеристики уклада детского лагеря
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:
Основные направления анализа воспитательного процесса:
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития детей в отряде за смену.
Главный инструмент – педагогическое наблюдение. Очень важно фиксировать личностные изменения, в том числе в педагогическом дневнике.
Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения, наметить дальнейшие планы по саморазвитию.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Воспитатели проводят анкетирование, связанное с качеством отдыха и досуга детей.
Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:
Основным предметом анализа, организуемого в детском лагере воспитательного процесса является воспитательная работа.
Объектом анализа являются воспитательные мероприятия и результаты воспитательной работы.
Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Приложение
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок проведен ия | Уровень проведения | ||
Всероссийск ий/ региональн ый | Детский лагерь | Отряд | |||
| Модуль «Оздоровительный» | ||||
1. | 1 июня - День защиты детей Музыкально-игровая программа «На радость детям» | 2.06.2022 | + | + | + |
2 | 5июня – «День рекордов»
| 06.06.2022 |
| + |
|
3 | 6 июня «Пушкинский день» | 09.06.2022 | + | + |
|
4 | 12 июня - День России | 11.06.2022 | + | + |
|
| Проект «Моя Россия» |
|
|
|
|
5 | 22 июня - День памяти и скорби Акция «День памяти и скорби» | 22.06.2022 | + | + |
|
Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря» | |||||
| Торжественная линейка, посвященная открытию смену «Здравствуй, лагерь» |
02.06.2022 |
|
+ |
|
| Игровой час «Всем на старт» | 02.06.2022 |
|
| + |
| Творческая встреча друзей «Знакомьтесь, это – мы!» | 03.06.2022 |
| + |
|
| Тематический час «Открывая страницы волшебной книги» | 03.06.2022 |
|
| + |
| Время отрядного творчества «Самый умный читатель» | 04.06.2022 |
|
| + |
| Игровая программа «Мы – одна команда!» | 04.06.2022 |
| + |
|
| Конкурс знатоков «Что? Где? Когда?»
| 06.06.2022 |
|
| + |
| Театральный час «Вдохновение»
| 06.06.2022 |
| + |
|
| Танцевальный час «Мой ритм»
| 07.06.2022 |
|
| + |
| Танцевальная программа | 07.06.2022 |
| + |
|
| Научно-познавательные встречи «Мир вокруг меня» | 08.06.2022 |
|
| + |
| Конкурсная программа «Эврика!» | 08.06.2022 |
| + |
|
| Экскурсия в заповедник «Чудеса природы»
| 09.06.2022 |
|
| + |
| Экологический час «Создание экологического постера и его защита»
| 09.06.2022 |
| + |
|
| Мастер-классы «Умелые ручки» | 10.06.2022 |
|
| + |
| Тематический час «Открываем Россию» | 11.06.2022 |
|
| + |
| Проект «Моя Россия», выставка | 11.06.2022 |
| + |
|
| Праздничная танцевальная программа «В кругу друзей» | 11.06.2022 |
| + |
|
| Настольная игра «Экспедиция вкусов» | 14.06.2022 |
|
| + |
| Костюмированное кулинарное шоу «Шкатулка рецептов» | 14.06.2022 |
| + |
|
| Творческая мастерская «Подарок своей семье» | 15.06.2022 |
|
| + |
| Гостиная династий «Ими гордится Россия» | 15.06.2022 |
| + | + |
| Большая командная игра «Физкульт- УРА!» | 165.06.2022 |
| + |
|
| Время отрядного творчества и общий сбор участников «От идеи – к делу!» | 16.06.2022 |
| + | + |
| Подготовка к празднику «Создаём праздник вместе» | 17.06.2022 |
|
| + |
| Праздничный калейдоскоп «По страницам нашей книги» | 17.06.2022 |
| + |
|
| Подготовка к фестивалю «Народы России» | 18.06.2022 |
|
| + |
| Фестиваль «Народы России» | 18.06.2022 |
| + |
|
| Подготовка к фестивалю «Звездная дорожка» | 20.06.2022 |
|
| + |
| Фестиваль талантов «Звездная дорожка» | 20.06.2022 |
| + |
|
| Подготовка к конкурса «Мисс и Мистер Лето – 2022» | 21.06.2022 |
|
| + |
| Творческий конкурс «Мисс и Мистер Лето – 2022» | 21.06.2022 |
| + |
|
| Акция «День памяти и скорби» | 22.06.2022 |
| + |
|
| Возложение цветов на мемориал Славы | 22.06.2022 |
|
| + |
| Итоговый сбор участников «Нас ждут новые открытия!» | 23.06.2022 |
|
| + |
| Линейка закрытия смены «Содружество Орлят России»
| 23.06.2022 |
|
|
|
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» | |||||
| Оформление интерьера школы (вестибюль, кабинеты) к тематическим праздникам:
| В течение смены |
| + | + |
| Оформление выставок (рисунки, фотографии, отрядные уголки) | В течение смены |
| + | + |
| Оформление костюмов к тематическим праздникам | В течение смены |
| + | + |
Модуль «Дополнительное образование» | |||||
| Художественное направление: Театральная студия «Этюд» | В течение смены |
| + | + |
| Художественное направление: Музыкальная студия | В течение смены |
| + | + |
| Социально-гуманитарное направление: «Добровольцы» | В течение смены |
| + | + |